КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЛОГИКЕ

0
17
233

МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА НЕОТДЕЛИМЫ ДРУГ ОТ ДРУГА. ОДИН И МНОГО, НЕСКОЛЬКО, ПО ПАРЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ И ПОРОВНУ, ТОЛЩЕ И ТОНЬШЕ, ВЫШЕ И НИЖЕ – ВСЕ ЭТИ ПОНЯТИЯ ПОМОГАЮТ МАЛЫШУ НЕ ТОЛЬКО УЗНАВАТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЛОГИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ МИРА, НО И СТРУКТУРИРОВАТЬ ЕЕ, СОСТАВЛЯЯ ЕГО ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНКУ. ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО КАК МАЛЫШ НАУЧИТСЯ СРАВНИВАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ, ОН БУДЕТ ГОТОВ ИХ СКЛАДЫВАТЬ И ВЫЧИТАТЬ.

Елена Разухина, преподаватель образовательного центра «Аристотель», руководитель учебного отдела дошкольников и младших школьников.

ПОНЯТЬ ИХ ЛОГИКУ

Развитие мышления у детей условно можно разделить на три этапа: наглядно-действенный (потрогать, пощупать, попробовать «на зубок»), образно-действенный (соотнести, придумать) и словесно-логический (сравнить, проанализировать). Поэтому, приступая к освоению логики, не торопитесь запасаться всевозможными развивающими тетрадками и пособиями.

Сначала используйте те возможности, которые не требуют никаких вложений, кроме вашего личного времени. Вскоре вы убедитесь, что большую часть логических понятий кроха усвоит очень быстро, между делом и как бы «на ходу».

Взрослея, малыш все время наблюдает за тем, что происходит, появляется и изменяется в его жизни: явления природы, предметы быта, настроение людей, поведение животных и т. п. В маленькой голове закономерно возникают вопросы: «Как?» и «Почему?». Терпеливо отвечайте на них и сами обращайте внимание ребенка на происходящие события.

Спросите его: «Что будет, если?..» («…я уроню мячик», «…ты наступишь в лужу, «…снег принести домой» и т. п.). Пусть кроха даст свой вариант ответа, прежде чем вы озвучите правильный. Объясняйте самые простые явления, используя элементы логических рассуждений. Например: «Мы сейчас будем ложиться спать, потому что уже вечер и нам нужно отдыхать». Постепенно малыш начнет понимать, что у всего вокруг есть причина и следствие.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

В возрасте 1,5–2 лет ребенок может запомнить последовательность счета до 5 (а иногда и до 10), но цифры пока остаются неинформативными для него. Не стоит требовать от крохи решения даже самых простейших арифметических задач! А вот начинать знакомить его с логикой можно и нужно.

В раннем возрасте малыши познают мир через тактильное восприятие – с помощью ощущений. В этот период родители, играя с детьми, помогают им знакомиться с разными формами, цветами, материалами, звуками. Именно они должны объяснять, что мячик круглый и синий, колеса у машинки круглые и черные, игрушечный мишка мягкий, деревянный кубик твердый, а котенок живой и говорит «мяу». Годовалый малыш уже может различать некоторые геометрические фигуры (например, круг) и 3–4 цвета, а также сравнивать размеры (большой или маленький).

С каждым годом он постигает все новые математические азы. В 2–2,5 года ребенок усваивает элементарные с взрослой точки зрения понятия (один – несколько), учится сравнивать (много – мало, далеко – близко, больше – меньше или одинаково), а в 3–4-летнем возрасте может выделять противоположные признаки (большой – маленький, высокий – низкий, узкий – широкий, холодный – горячий), находить сходный признак или лишний объект в одном логическом ряду, обобщать. И вот теперь он уже готов учиться количественному счету, знакомиться с цифрами и числами, а также с действиями с ними.

НА ПРОГУЛКЕ ПРЕДЛОЖИТЕ МАЛЫШУ СРАВНИТЬ ТОЛЩИНУ ДЕРЕВЬЕВ ВО ДВОРЕ: ЕСЛИ СТВОЛ ДЕРЕВА ЛЕГКО ОБХВАТИТЬ РУКАМИ, ОН ТОНКИЙ, А ЕСЛИ ОБХВАТИТЬ ЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ЗНАЧИТ, ДЕРЕВО ТОЛСТОЕ.

СРАВНИВАЙТЕ ВЫСОТУ ДЕРЕВЬЕВ, КУСТОВ И ТРАВЫ, ПЯТИЭТАЖНЫХ И ВЫСОТНЫХ ДОМОВ, ШИРИНУ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ И ТРОТУАРА, ШИРОКОГО МОСТА И УЗЕНЬКОГО МОСТИКА, ДЛИНУ РАЗНЫХ СКАМЕЕК И Т. П. ПОСТЕПЕННО ЧЕРЕЗ ИГРУ МАЛЫШ УСВОИТ МНОГИЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.

ЧТО ПОД РУКУ ПОПАЛО

Необязательно открывать книжку, чтобы попрактиковаться с крохой в логике! Делать это можно практически везде: на улице, в транспорте, на кухне, в ванной. Как? Очень просто. На прогулке обращайте внимание и считайте, загибая детские пальчики, красные машины, больших и маленьких собак, детей в колясках и бабушек с палочками.

Дома, вынимая белье из стиральной машины, просите кроху подать столько прищепок, сколько футболок (носков, платков) вам нужно развесить. Накрывая на стол, поручите малышу разложить на нем необходимое количество ложек (вилок, салфеток).

Для занятий с детками раннего возраста «логической математикой» вам пригодятся и самые обыкновенные игрушки: мягкие книжки со страницами разной текстуры и развивающие книжки с наклейками, различные пирамидки и кубики, краски для рисования пальчиками, пластилин, геометрические конструкторы с крупными деталями (типа LEGO DUPLO), пазлы, разрезные картинки.

А вот развивающие пособия по подготовке к школе, направленные на развитие внимания, памяти, воображения и математических представлений, а также счетный материал (палочки, карточки, счеты и т. п.) лучше всего использовать после 4 лет.

В ВОЗРАСТЕ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ РЕБЕНОК «МЫСЛИТ РУКАМИ», ПОЭТОМУ СТАРАЙТЕСЬ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ: «СМОТРИ, ПАПИН БОТИНОК БОЛЬШОЙ, А ТВОЙ БОТИНОЧЕК МАЛЕНЬКИЙ. ХОЧЕШЬ ПРОВЕРИТЬ? ПРИМЕРЬ!» ТАКИЕ ИГРЫ РАСШИРЯЮТ КРУГОЗОР, РАЗВИВАЮТ ОБРАЗНОЕ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ, УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ И ОБОБЩАТЬ.

УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ

Главный принцип преподнесения малышу логического материала должен быть следующим: сначала – контрастные понятия (один – много, большой – маленький), затем – то, что «посередине» (несколько, средний).

Даже полуторагодовалый кроха имеет какое-то представление о понятиях «один – много» просто потому, что часто слышит от родителей («Как много народу сегодня в метро», «Ты один можешь этим заняться», «У тебя слишком много игрушек» и т. п.). Это знание осталось только закрепить: поставьте на стол одну машинку, а под стол («в гараж») еще четыре.

Пусть малыш покажет вам, где находится одна машина, а где – много. Сначала старайтесь «работать» с реальными предметами (игрушки, яблоки, конфеты, прищепки, ложки и т. п.) и только затем переходите к картинкам (карточкам и книгам). Дело в том, что для маленького ребенка они – всего лишь символ.

Разобраться с изображениями для него пока сложнее, чем с тем, что можно взять в руки и потрогать. Но ближе к трем годам малыш уже уверенно сможет показать вам, на каком рисунке изображена одна земляничка, а на какой – несколько.

Следующие логические понятия, с которыми нужно познакомить малыша, это «больше», «меньше» и «равно». Оптимальный возраст для этого – 2–2,5 года. Выложите перед ним одну машинку, два мячика и пять кубиков. Каких игрушек больше? Затем посадите за стол несколько кукол или мягких игрушек и дайте крохе в руки мешочек с конфетами.

Предложите ему взять из пакета столько конфет, чтобы каждой игрушке досталось по конфете. Объясните ему, что для выполнения этого задания нужно брать по одной конфете и класть по очереди перед каждой игрушкой. В конце проверьте, все ли получили по конфете. Что еще можно делать?

Во время купания, когда кроха играет с формочками, спросите его, в какую из них помещается большой объем воды, а в какую – маленький. Выбирая продукты в магазине, попросите ребенка сортировать в корзине пачки и пакетики: большие – справа, маленькие – слева.

ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

СРАВНЕНИЕ

Прежде всего кроха должен научиться распознавать и определять размер и форму предметов, сравнивать их между собой, а также устанавливать между ними соответствие по какому-либо признаку.

Практические упражнения

* Возьмите игрушечные фигурки кошки и собаки, попросите малыша посмотреть на них и сравнить их: что у них общего, а чем они отличаются?

* В свободное время (в транспорте, по пути в детский сад, в очереди к врачу) играйте в «Съедобное-несъедобное»: вы называете какой-то предмет, а ребенок должен ответить, можно ли его съесть или нельзя.

* Насыпьте в миску макароны разного размера и формы. Попросите кроху по кучкам разложить: а) большие и маленькие макароны, б) длинные и короткие, в) толстые и тонкие.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Классифицировать – это значит уметь разделять или объединять предметы в группы в зависимости от определенных характеристик. От вас потребуется дать малышу максимальную информацию, объяснив категории (цвет, форма, размер, происхождение, назначение и прочие признаки), по которым можно классифицировать предметы. Есть множество игр, развивающих у крохи навыки классификации, например «Найди лишнее» или «Подбери пару».

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

* Почаще называйте названия групп предметов. Например, собираясь на прогулку, раз за разом повторяйте: «Мы надеваем колготки, майку, футболку, свитер, джинсы и курточку. Это – наша одежда». Накрывая на стол, приговаривайте: «Мы ставим тарелки и чашки, кладем ложки и вилки – это посуда».

* Практикуйте игры, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите в комнате игрушки малыша, постройте из кубиков домик и скажите, что войти в него смогут только игрушечные зверушки (как вариант – куклы, машинки). Когда кроха освоит это задание, усложните его: пусть из всех игрушечных зверей он отберет, например, тех, кто белого цвета или маленького размера.

* Предлагайте малышу помочь вам разобраться с одеждой «для стирки»: в одну кучку сложить носки, в другую – майки, в третью – футболки и кофты. Пусть он попробует разложить по ячейкам в ящике для столовых приборов вилки и ложки.

* Сделайте принцип классификации по признаку главным во время уборки детской: скажите, что машинки нужно сложить в красную коробку, кубики – в синюю, а мягкие игрушки – в круглую корзину.

ВОЗЬМИТЕ ТРИ ЛИСТА ЦВЕТНОЙ БУМАГИ ТРЕХ ЦВЕТОВ (КРАСНОГО, СИНЕГО, ЖЕЛТОГО), НАРИСУЙТЕ НА НИХ И ВЫРЕЖЬТЕ ТРИ ОСНОВНЫХ ФИГУРЫ – КРУГ, КВАДРАТ И ТРЕУГОЛЬНИК – В ТРЕХ РАЗМЕРАХ (БОЛЬШИЕ, СРЕДНИЕ, МАЛЕНЬКИЕ).

У ВАС ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ 27 ФИГУР, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ИМЕЕТ ТРИ ПРИЗНАКА: ФОРМУ, ЦВЕТ И РАЗМЕР. ИГРАЙТЕ С ЭТИМИ КАРТОЧКАМИ, КАЖДЫЙ РАЗ ПРИДУМЫВАЯ НОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РАЗЛОЖИТЬ ФИГУРЫ ПО ОДНОМУ ПРИЗНАКУ, НАЙТИ ВСЕ МАЛЕНЬКИЕ ФИГУРЫ, СОБРАТЬ ВСЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ И Т. П.

ПРИДАТЬ ФОРМУ

Самое раннее знакомство с геометрией у крохи практически бессознательное, и он еще не может понять, что связано это с соображениями безопасности. Все его игрушки-погремушки (и даже книжки-малышки), прорезыватели для зубов, бутылочки и поильники имеют округлую форму, чтобы кроха не поранился.

Кстати, по наблюдению психологов любимой геометрической фигурой у маленьких детей является как раз круг. Возможно, потому, что он рисуется проще остальных фигур, а может, потому, что для детского подсознания ассоциируется с целостностью и защищенностью.

В более позднем возрасте изучение геометрических фигур ребенком продолжается посредством познания окружающей среды: он замечает, что у коляски круглые колеса, стол на кухне квадратный, ковер овальный, а дверь прямоугольная. Хотите, чтобы кроха быстрее запомнил названия геометрических фигур?

Заинтересуйте его! Например, сделайте небольшую «горку», прислонив книгу к стене. Маленький шарик скатится с нее, а кубик – нет. Почему? Объясните: потому что шарик круглый, а у кубика есть углы. Обращайте внимания на форму всех предметов, которые видит ребенок, и к 3–4 годам маленький математик будет уверенно отличать круг от квадрата, а треугольник от прямоугольника.

Следующий этап – знакомство с объемными фигурами (шар, кубик, цилиндр, конус). К пяти годам, как правило, дошкольник уже довольно хорошо ориентируется в геометрическом материале: не только называет форму предмета правильно, но и отличает куб от квадрата, шар от круга.

USA, New Jersey, Jersey City, Mother with daughter (-11 months) using digital tablet at home

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ» ИГРЫ

ИГРА «НАЙДИ ФИГУРУ»

Возьмите лист картона и вырежьте в нем несколько «окошек» таким образом, чтобы их можно было открывать и закрывать (три стороны вырежьте, а четвертую отогните). Наклейте картон на лист белой бумаги, откройте «окошки» и нарисуйте в каждом из них геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду). Попросите малыша по очереди открывать «окошки» и называть, какая фигура там спряталась.

ИГРА «СТРОИМ ДОМ»

Для нее вам потребуется геометрическая мозаика или конструктор. Ваша задача – построить дом для любимой игрушки. Спросите у малыша, из каких фигур можно построить дом. Начинайте строить, попутно объясняя, что дом квадратный, крыша треугольная, а окошко можно сделать как прямоугольное, так и круглое. Какого цвета будет дом, крыша, окошко?

Какая фигура будет вверху, а какая – внизу? Предложите рядом с домом посадить дерево (цветок). Пусть кроха ответит, с какой стороны оно вырастет (справа или слева). Это упражнение позволяет удачно комбинировать работу с геометрическими фигурами, с цветом и пространством.

ИГРА «Я – ВОЛШЕБНИК»

Для игры потребуется альбом или бумага для рисования, цветные карандаши. Рисуем круг, приговаривая: «Если только захочу, круг я в солнце превращу!» Скажите малышу, что он – волшебник и должен превратить круг в солнышко с помощью волшебного карандаша (дорисовывать лучи). Таким же способом «работаем» с квадратом: «Если только захочу, квадрат в машину превращу!»). По порядку можно обыгрывать все геометрические фигуры, закрепляя представления о них и одновременно развивая воображение.

«ВКЛЮЧИТЬ» ЛОГИКУ

Современный мир насыщен электронными интерактивными информационными носителями: папы и мамы часто даже дома не расстаются с планшетами и смартфонами. Малыши, во всем подражая взрослым, рано проявляют интерес к электронным гаджетам. Сейчас есть много ярких и интересных детских электронных приложений для развития математических и логических способностей едва ли не с возраста 0+.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗ НИХ:

  • «Чья тень» – дается картинка (животного или любого другого предмета), необходимо определить какая именно тень ему принадлежит.
  • «Найди отличие» – требуется найти определенное количество отличий между двумя картинками (усложненный вариант – игра на время).
  • «Лишние предметы» – нужно найти предмет, отличающийся по своим свойствам от остальных.
  • «Собери картинку» – электронный вариант пазла.

Пользоваться ими не возбраняется: хорошие приложения действительно заставляют «работать» детскую логику. Только не оставляйте ребенка с игрой один на один: комментарии, обсуждение процесса с взрослым – необходимый элемент всех детских «развивалок».

Только не забывайте о том, что речевое развитие ребенка тесно взаимосвязано с развитием мелкой моторики, поэтому в дошкольный период очень важную роль играет и рисование (предпочтение лучше всего отдать карандашам и краскам), и лепка, и конструирование.

Воображение ребенка только развивается, и для эффективных занятий ему необходим не только сенсорный экран, но и красочные книжки, яркие карточки, мозаика, лото.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here